Упряжка лошади состоит из

Содержание
  1. Упряжь для лошади
  2. Что такое сбруя
  3. История появления сбруи
  4. Виды сбруи
  5. Из чего состоит сбруя
  6. Выбор упряжки по количеству лошадей
  7. Чистка и хранение
  8. Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение
  9. Что из себя представляет упряжь
  10. Строение и типы упряжек
  11. Русская или дуговая одноконная упряжка
  12. Упряжь для лошади: виды, как управлять
  13. Что такое конная упряжь
  14. Возникновение и история
  15. Из чего состоит упряжь
  16. Типы упряжей
  17. Разновидности сбруи
  18. Способы управления лошадьми
  19. Соревнования, скачки и верховая езда
  20. Инструкция по запряганию скакуна
  21. Чистка упряжи
  22. Хранение упряжи
  23. Сбруя для лошадей, виды, из чего состоит и функция конской упряжи
  24. Из чего состоит сбруя и в чем ее функция
  25. Одноконная
  26. Постромочно-дышловая
  27. Постромочная
  28. Тачаночная
  29. Комбинированная
  30. ЦУГ
  31. Хомут — основная тяговая сила
  32. Дышловые пароконные упряжи
  33. Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь
  34. Заключение
  35. Основные части сбруи для коня и виды упряжек
  36. Основные детали упряжи
  37. Основные виды сбруи
  38. Одноконная сбруя
  39. Постромочная сбруя
  40. Постромочно-дышловая сбруя
  41. Сбруя комбинированного типа

Упряжь для лошади

Упряжка лошади состоит из

Loshadi.info ›

04.12.2018

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.

Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Виды сбруи

В коневодстве принято делить упряжь на несколько видов и типов. По назначению системы выделяют в 4 группы:

  • спортивные;
  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.

Различные виды амуниции используются в зависимости от поставленных задач и количества скакунов.

По строению типы упряжек классифицируют следующим образом:

  1. Постромочная одноконная упряжь представляет собой облегченный вариант. Оглобли отсутствуют, а управление осуществляется с использованием ременной тяги. Требуется дополнительное оснащение саней тормозами для предотвращения наезда на лошадь и оптимизации управления средством передвижения.
  2. Одноконная упряжь бывает двух видов. Дуговая сбруя является классическим европейским вариантом. В этом случае оглобли крепятся к дуге. При отсутствии дуги система называется оглобельно-постромочной. Оглобли применяются меньшей длины и крепятся к седелке на спине животного.

    В случае использования бездуговой постромочной одноконной упряжи отсутствует хомут, шлея передает нагрузку от саней.

  3. Постромочно-дышловая упряжь считается наиболее безопасной для человека. Дышло крепится к оглоблям жестким способом. Использование системы вызывает дискомфорт у животного вследствие давления хомута.

    При управлении двухколесной повозкой возможно травмирование лошади. Данный вид сбруи не используется в сельском хозяйстве.

  4. Комбинированный тип системы используется при необходимости управления несколькими скакунами. Данный тип сбруи подразумевает использование оглобель, дышла и постромка.
  5. Цуг является немецким изобретением.

    Применяется в случае упряжки 6 лошадей парами друг за другом. Сейчас редко практикуется использование данной системы из-за низкой скорости передвижения повозки.

Тачаночная упряжь является устаревшим видом, использовалась для управления телегами. Ее относят к разновидности постромочно-дышловой сбруи.

Из чего состоит сбруя

Главным элементом упряжи лошадей при верховой езде является седло. Также в состав сбруи могут входить следующие принадлежности:

  1. Хомут. Это наиболее важный предмет в системе. Используется для равномерного распределения тяжести повозки на плечи и шею животного. Размер и форма элемента подбираются индивидуально. Располагается на шее около холки и проходит через основание шеи.
  2. Дуга необходима для крепежа гужей к оглоблям.
  3. Узда размещается на голове коня и позволяет управлять животным. Существуют варианты уздечки с одним или несколькими удилами. Вариант без удил называется недоуздком. Используется в случае передвижения коня без упряжи.
  4. Седелка является конструктивной частью. Это кожаная амортизирующая подушка.

    Позволяет уменьшить нагрузку на плечи скакуна. Проходит под чересседельным ремнем. Необходима для поддержки оглобли.

  5. Шлея. Состоит из продольных и поперечных, а также откосных ремней. Используется для предотвращения сползания хомута.
  6. Вожжи для лошади представляют собой длинные ремни, обладающие высокой прочностью. Края вожжей крепятся к удилам.

    Этот элемент позволяет дистанционно управлять животным.

  7. Чересседельник. Имеет вид ремня, крепящегося на оглобле через седелку.
  8. Подпруга необходима для крепкой фиксации седла. Это широкий ремень высокой прочности.
  9. Гужи держат ободовый ремень, соединяя хомут с оглоблей.
  10. Подбрюшник предотвращает травмы лошади, амортизирует резкие колебания хомута и оглобли.

  11. Шпрунт — это скользящий повод, не позволяющий животному высоко задирать голову.
  12. Мартингал является частью сбруи, удерживающей нужное положение головы коня.
  13. Попона представляет собой специальное покрывало, задачей которого является защита животного от непогоды и насекомых.

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало.

Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В сбруе может находиться несколько лошадей. Тандемом называется запряжка следующих друг за другом двух животных. Существуют особенности упряжки нескольких скакунов:

  1. Если ставится пара, используются смешанные и дышловые пароконные конструкции.
  2. Для упряжки коней в сельском хозяйстве часто применяется постромочный вид упряжи.
  3. Системы для тройки лошадей бывают разных видов. Русская упряжка отличается наличием в центре коренника, а по сторонам — пристяжных. Другим вариантом является запряжка гуськом. В этом случае коренник ставится за пристяжными. Этот вариант чаще используется для зимников.
  4. Для четверки коней можно сделать сбрую двух форм.

    В первом варианте животные идут попарно (дышловая и выносная), во втором — пристяжные обрамляют по сторонам пару коренников в дышловой паре. Такой вид упряжки называют квадригой.

  5. При упряжке 5 особей ставят 2 коренника и 3 пристяжных в ряд.
  6. Цуг используется для упряжки 6 коней, их ставят парами.

Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

Чистка и хранение

Для хранения конной амуниции не подходят пыльные и сырые помещения. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на сбрую. Экипировку хранят в теплом сухом и проветриваемом помещении. Некоторые особенности ухода:

  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.
  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.
  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.
  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Упряжь для лошади Ссылка на основную публикацию

Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение

Упряжка лошади состоит из

На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас.

Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса.

Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды — нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного.

Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку.

Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Строение и типы упряжек

В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади. По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом.

Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором — шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую.

Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.

Русская или дуговая одноконная упряжка

Дуговая упряжка, если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли.

Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы.

Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.

Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.

В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.

Итак, хомут — это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру.

Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина — по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться.

При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной — мочками.

Хомут с гужами состоит из:

  • Подушки;
  • Пары клещей;
  • Хомутины;
  • Супони;
  • Двух гужей;
  • Дополнительных покрышек;
  • Подкладки.

Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры.

Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости.

Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя — к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.

Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) — 6 см.

Главные части снаряжения лошади:

  1. Седелка — находится на спине снизу холки и равномерно распространяет тяговое усилие по площади спины. Также в задачи седелки входит амортизация совершения толчков. Подбирать следует, учитывая размер холки лошади.
  2. Чересседельник — находится рядом с сиделкой и удерживает оглобли и хомут, равномерно распределяет вес оглобель.
  3. Подбрюшник — убирает резкие колебания хомута, оглобель и дуги в процессе быстрой езды.
  4. Шлея — плотно прижимается к телу лошади и поддерживает хомут в процессе торможения либо при движении по склонам.
  5. Уздечка — применяется чаще всего простая трензельная.
  6. Вожжи на одном конце есть пряжки либо карабины для крепления к удилам (трензель). Они должны быть в обязательном порядке комфортными. Создаются из крепкой тесьмы или кожи.

Упряжь для лошади: виды, как управлять

Упряжка лошади состоит из

В современном мире экипаж, заправленный в лошадиную упряжь, на улицах городов вызывает бурю эмоций. Мы как будто попадаем в сказку, появляется ностальгия по временам, когда такие повозки сновали по улицам деревень и сел.

Упряжь для лошади

Европейская лошадь является развлечением и удовольствием, а в XIX веке она была незаменимым помощником человека, основной кормилицей в семье крестьянина. Пахота в поле, перевозка людей, товаров — выполнение всей тяжелой работы ложилось на нее. Лошади были первыми помощниками в завоевании земель, в перевозке военной техники, в путешествиях и т.д.

Те, кто держал в хозяйстве лошадь, понимали, что она поможет обеспечить семью.

Каждый человек, независимо от возраста, знал, что для продления жизни скакуна важен не только постоянный уход, но и хорошее оборудование, не перегружающее шею, качественная и верно подобранная по размерам коня сбруя.

Какие упряжи для лошади существуют? Можно ли сделать их самостоятельно? На какие критерии обратить внимание при выборе средства управления конем?

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке.

Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна.

Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку.

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь.

У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Из чего состоит упряжь

Элементы сбруи в каждой экипировке примерно одинаковые, поэтому есть смысл рассмотреть каждый элемент упряжи:

  • Хомут. Пожалуй, это самая важная часть упряжи, задача которой — равномерно распределить вес повозки на шею и плечевой отдел позвоночника скакуна. Размещают этот элемент около холки и вдоль основания шеи. Он не должен мешать скакуну двигаться и правильно дышать. Размеры хомута выбираются не слишком широкие или длинные, чтобы на теле коня не появились повреждения. Крепление, называемое верхний хомутный ремень (ременная дуга), требует постоянной проверки во избежание разрыва.
  • Узда. Одевается узда на голову. Она может быть с одним либо несколькими удилами или без них.
  • Шлея. Использование шлей при передвижении кобылы обеспечивает плотное удержание хомута. Под шлеей подразумеваются кожаные продольные, поперечные и откосные ремни.
  • Вожжи.

Эти упряжные части сбруи обеспечивают дистанционный контроль за лошадью. В комплекте две вожжи, левая и правая (одна длиннее другой). Их края соединяются с удилами.

Изготавливаются рассматриваемые части в виде прочных гладких (без колец и дополнительных застежек) ремней. На конце левой вожжи — пальчиковая петля, на конце правой — пряжка либо отверстие.

  • Подпруга — широкий прочный ремень для крепежа седла.
  • Также в экипировке есть аварийная защелка, при опасности вынимается штырь, и скакун отсоединяется от экипажа.
  • Шоры надеваются на глаза, не задевая их. Нужны эти части сбруи, чтобы исключить отвлекающие факторы для скакуна и обезопасить экипаж.
  • Шородержатели, чтобы от потока воздуха не колебались шоры (нужны, чтобы избежать дополнительного волнения лошади).
  • Оголовье скакунов лучше украшать на один мотив, чтобы группа спереди смотрелась гармонично.

Вот из чего состоит приспособление, которым пользуется тот, кто управляет упряжкой лошадей.

Типы упряжей

Со временем устройство сбруи менялось неоднократно (одна дуга добавлялась, другая убиралась, преобразовывалась), в зависимости от использования и количества животных, запрягаемых в повозку. В настоящее время можно выделить 3 типа упряжи для коней:

  • Сельскохозяйственные. В упряжке одна особь либо пара лошадей.
  • Транспортные. Они многолошадные (от трех и более). Использование — перевозка товара, груза, людей.
  • Выездные или парадные (например, летом — для свадеб, зимой — для саней). В них использовалось разное количество скакунов (2 и более).

Следовательно, в зависимости от предназначения упряжи, стали производить ее изготовление (нужно укрепить основную часть, украсить другую и т.д.).

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники — самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони — за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи — дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

https://www.youtube.com/watch?v=O3eF49_iqB0

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Дешевле при покупке обходится полностью готовая упряжь. Но случается, что не все предметы подойдут для вашего животного, поэтому детали рекомендуют покупать отдельно.

Секреты запряжки лошади в русскую упряжь.Европейская упряжь. Фильм второй. ЗапряжкаКурская мастерица шьет упряжь для лошадей

Способы управления лошадьми

Для управления скакуном опытный наездник применяет 3 основные команды:

  • Тело — наклон в сторону, который применит всадник, конь поймет, что от него требуют.
  • Поводья — лошадь направляется в определенную сторону.
  • Шенкель — ноги всадника расположены по бокам лошади.

Дополнительно используют хлыст и шпоры. Хоть хлыст и выглядит устрашающе, он не причиняет вред лошади. Шпоры применяют для усиления действия шенкеля.

Соревнования, скачки и верховая езда

Скачки — это соревнования, которые не могут оставить равнодушными любителей конного спорта. Атмосфера завораживает, но мало кто из публики задумывается, насколько важна техническая сторона: оснащение скакуна упряжью.

Тренировка скакуна, тактика, подготовка упряжи являются основными этапами подготовки к соревнованиям. Любой вид упряжи должен быть безопасным как для человека, так и для животного. В любом случае, будь то прогулка на пони, победа в элитных соревнованиях, простой бег гуськом, завоевание титулов, мастер должен всегда обеспечить безопасность скакунам.

У некоторых народов заведено на лошадь садится без специальных средств. В реальности лучше этого делать не стоит, ведь даже самый покладистый скакун может проявить волнение и агрессию.

На сегодняшний день существует множество конных клубов, предоставляющих возможность с помощью тренера познакомиться со скакунами, изучить техники езды на них и, соответственно, элементы сбруи.

Несмотря на то, что там процесс проходит под наблюдением тренера, нельзя забывать про подготовку (проверить седло, вожжи, вспомнить правильную посадку) и контакт с животным.

После того как коня оседлали, не стоит подходить к нему сзади, нужно всегда быть в поле зрения животного.

Верная посадка: расслабленные плечи и руки при прямой спине, носок выше пятки, голова слегка приподнята, взгляд устремлен вперед в центр между ушами. Прогибаться вперед либо назад не следует.

Верховая езда подразумевает позу, при которой нельзя отрывать от седла седалище. Руководить животным нужно корпусом.

Например, наклоны всадника вперед побуждают двигаться коня вперед, наклон назад — команда остановиться, наклон корпусом — направление движения.

Чтобы не набить себе шишек, нужно двигаться с лошадью в одном темпе. Прежде чем слезть с коня, следует спокойно отпустить повод и достать ноги из стремян.

Инструкция по запряганию скакуна

Надевать сбрую нужно аккуратно, чтобы никакая дуга, из которой состоит сбруя, не натирала нежную кожу скакуна, а жердь не мешала движению. Пошаговое руководство:

  • При надевании нагрудника расстояние над грудиной должно быть примерно с ширину ладони. Хомут надевают через голову вверх ногами (узкий конец вниз). Перевернуть его разрешается только после того, как пролезли уши. Если между хомутом и телом просовывается кулак, значит, он надет правильно.
  • Сбрую надевают на ремни холки, потихоньку затягивая подпругу. Спинной ремень (ременная дуга) проходит по спине ровно, подогнав, его останется соединить с накрупником.
  • Только после расправления хвоста подгоняется и закрепляется спинной ремень. Затем прикрепляются постромки и вожжи пропускают через кольца и соединяются с трензелями. Итак, оголовье на месте, осталось проверить звенья в желобе (они не перекручены в районе подбородной цепи).
  • Дальше пригодится помощник, который будет подталкивать к кобыле повозку (коляску). Оглобли нужно приподнять, только тогда нежная кожа животного не будет задета. Опустив оглобли, надо привязать их к постромкам. Чтобы избежать сильного подъема вверх, петли должны находиться перед скобами. Надо присоединить постромок с шлеей, которая должна оставаться горизонтально (параллельно земле).
  • Напоследок надо подтянуть подпругу.

Распрягать лошадь тоже нужно правильно. Данная процедура производится зеркально запряганию. Освободив коня от повозки, требуется осмотреть упряжь, чтобы она не протерлась, а животное — на наличие телесных повреждений.

Чистка упряжи

Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.

2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.

Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней — это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки — без сложностей в ремонте.

Перед тем как запрячь лошадь, убедитесь, что сбруя исправна (целы ремни, пряжки, защелки). Также надо проверить с внутренней стороны на наличие мусора или заломов.

Лошадиная упряжь — неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Сбруя для лошадей, виды, из чего состоит и функция конской упряжи

Упряжка лошади состоит из

Сбруя для лошадей — совокупность особых приспособлений, предназначенных для седлания, упряжи в повозку и управления животными во время верховой езды.

Подбирается индивидуально. Правильно выбранное снаряжение должно быть прочным, комфортным в использовании для ездока и удобным для коня. Какие виды сбруи существуют, отличие их друг от друга и чем руководствоваться при выборе?

Из чего состоит сбруя и в чем ее функция

Сбруя для лошадей — совокупность особых приспособлений, предназначенных для седлания

Конская амуниция состоит из:

  1. Хомута, распределяющего равномерное давление массы повозки на шею и плечевые суставы животного. Надевают на шею жеребца, рядом с холкой, снизу он проходит вдоль шейного хряща. Подбирается индивидуально.
  2. Шлеи, не дающей ярму сползать с лошадиной шеи во время движения. Выполнена в виде кожаных лямок — долевых, поперечных и откосных (по 2 шт.).
  3. Узды, расположенной на голове скакуна и использующейся для управления им. производятся без удил, с одним удилом или несколькими. Безудильная узда выполняет роль держателя животного без экипировки.
  4. Вожжей, предназначенных для контроля кобылы на расстоянии. Края вожжей крепятся к удилам.
  5. Седелки, поддерживающей оглобли.
  6. Чересседельника, выполненного по типу ремня и крепящегося на оглобле сквозь седелку.
  7. Подпруги, способствующей прочной фиксации седла. Она выглядит как широкий, прочный ремень.

Основные функции упряжи – обеспечение комфортных условий для всадника, едущего верхом, и управление лошадью для движения в нужном направлении.

Одноконная

Конструкция для одной особи бывает бездуговой и дуговой, ею оснащают одно животное. Дуговой вариант состоит из дуг, хомута, гужей и проч.

При бездуговом способе вся масса саней или повозки приходится на шлею. Одноконные конструкции оборудованы гортами и ярмом со специальными гужевыми мочками.

Постромочно-дышловая

Данный вид конской экипировки применяется на одном или паре коней. Главное ее предназначение – контроль передвижения повозки/саней и плавный вход в поворот.

Основной элемент снаряжения – расположенное сбоку дышло. Если запряжена пара жеребцов, дышло фиксируют посередине. Дышло располагают на голове с помощью специальной шлеи либо соединяют с хомутом.

Постромочная

Постромочная конструкция достаточно проста в исполнении, но неудобна при использовании на практике. Во время движения лошади со снаряжением иногда не удается сдерживать сани или повозку.

Тяга приходится на постромки и ярмо. Опытные заводчики рекомендуют оснащать постромочную упряжь тормозами – это поможет избежать травм скотинки.

Тачаночная

Сегодня тачаночный тип упряжи не применяется на практике.

Основные компоненты сбруи

Он был актуален в период до 1900-х гг. Снаряжение состоит из постромок и дышла, в него впрягают до 4 кобылок. Сегодня встретить такое почти нереально.

Комбинированная

Данное устройство предназначено для объединения большого количества скакунов — 6-8 особей. Идеально подобрать их можно при знании тягловой силы и роста животного.

Возглавляют колонну всегда наиболее выносливые и крепкие кони, которым и задают направление. Для езды повозки в нужную сторону наездник должен умело руководить лошадьми.

ЦУГ

ЦУГ является немецким изобретением и применяется на 6 животных одновременно. Наравне с тачаночной упряжью ЦУГ в нынешнее время почти не используется на практике.

Запрягают животных в такую конструкцию по парам либо гуськом.

Хомут — основная тяговая сила

Хомут в любой амуниции – это элемент, передающий тягловое усилие лошади или другой скотине на сани, плуг, повозку и т.п. Как и раньше, сегодня они изготавливаются самых разных размеров – все зависит от типа упряжи.

Для измерения длины необходимо измерить расстояние от верхней точки внутренней прокладки до начала клещей. Ширина определяется по размещенным отверстиям, пропускающим сквозь себя гужи.

Ярмо в пароконных и одноконных системах может различаться. В пароконных упряжках они оборудуются мочками, в одноконных – гужами.

В состав входят детали:

  • подушка;
  • супонь;
  • 2 клеща;
  • хомутина;
  • 2 гужа;
  • подкладка;
  • горт;
  • покрышка.

Ярмо маленького размера может душить скакуна, а чересчур большое будет болтаться, натирая шею животного.

Дышловые пароконные упряжи

Пароконные дышловые упряжи состоят из:

  1. Хомута.
  2. Дышла.
  3. Постромков.
  4. Уздечки и вожжей.
  5. Напильника-цепи.

С помощью дышла всадник может регулировать повороты конных упряжек, а постромки передают тягловую силу с ярма на повозки. Амуниция предназначена для двух кобылиц, но используют ее зачастую на одном животном.

Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:

  1. Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.
  2. Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.
  3. Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.
  4. Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.
  5. Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.
  6. Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение. Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.
  7. Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.
  8. Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям. Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.
  9. Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.
  10. Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.

Заключение

Если несколько десятков лет назад лошадей использовали в качестве транспорта и перевозили на них различные грузы, то в настоящее время они все реже используются в виде тяглового транспорта.

Тем не менее важно знать, что такое конская сбруя, как ее правильно выбрать и использовать, чтобы не причинить вред здоровью животного.

Основные части сбруи для коня и виды упряжек

Упряжка лошади состоит из

Сбруей для лошади называется комплект специальных приспособлений, которые используются для упряжки лошадей в повозку, их седлания и успешного управления.Конскую упряжь необходимо подбирать под каждую лошадь отдельно.

Качественно изготовленная упряжка способна обеспечить безопасность передвижения, комфортность управления и будет удобной для коня.

Именно поэтому к ее выбору стоит подходить очень ответственно, потому что от сбруи зависит здоровье и качество работы животного.

Смотря на число лошадей в упряжке, сбрую принято разделять на:

  • одноконную;
  • парную;
  • дуговую;
  • бездуговую.

Основные детали упряжи

Основные части конской сбруи такие:

  1. Хомут, который является самым важной частью упряжи. Его главной задачей принято считать равномерное расположение веса повозки на шею и плечи лошади. Эта деталь размещается на шее коня около его холки, а внизу проходит вдоль основания шеи. Размеры и форму хомута необходимо подбирать строго индивидуально.
  2. Шлея, которая помогает избежать сползания хомута при движении лошади. Она представляет собой пару продольных, откосных и поперечных кожаных ремней.
  3. Узда, которая одевается на голову животного и используется для его управления. Она изготавливается с одним, несколькими или без удил. Уздечка без удил применяется для сдерживания коня при его передвижении без упряжи.
  4. Вожжи, которые необходимы для дистанционного контроля животного. Они изготавливаются в виде гладких, длинных и прочных ремней. Края вожжей нужно соединить с удилами.
  5. Седелка, которая является конструктивной частью упряжи. Она используется для поддержки оглобель.
  6. Чересседельник, который изготавливается в виде ремня и крепится на оглобле через седелку.
  7. Подпруга, которая применяется для надежного крепежа седла. Она представляет собой прочный и широкий ремень.

Основные виды сбруи

Стоит рассмотреть, какие бывают разновидности конной сбруи. Специалисты выделяют по своему назначению такие виды упряжи для лошадей:

  • транспортные;
  • сельскохозяйственные;
  • выездные.

Транспортная подпруга используется для снаряжения повозок, необходимых для перемещения небольших грузов и людей. Из-за довольно маленьких нагрузок, подобные конструкции отличаются небольшой массой и выполняются в расчете на упряжки с большим количеством лошадей.

Сельскохозяйственная подпруга для животных бывает пароконной и одиночной. Строение выездной сбруи отличается большим разнообразием. Их конструкция зависит от общего числа животных, которые будут передвигать телегу. Далее, стоит рассмотреть остальные популярные виды подпруг.

Одноконная сбруя

Одноконная упряжь для животных изготавливается в бездуговом и дуговом варианте. Исходя из названия, подобные приспособления рассчитаны на одну дугу для лошади.

Дуговые сбруи состоят из дуг, хомутов, вожжей, гужей, супони и других элементов. В сбруях без дуги основную массу телеги берет на себя широкая и качественная шлея.

Очень часто вместе с одноконной упряжью принято использовать короткие оглобли, которые присоединяются к седелке, а не к хомуту.

Постромочная сбруя

Постромочная сбруя изготавливается довольно просто. По этой причине сделать ее своими руками очень просто. Но ее применение способно принести большой дискомфорт, потому что при движении вперед плохо контролируется передвижение телеги.

Такая упряжь для животных способна обеспечить хорошую тягу из-за хомута и постромок. Эта сбруя содержит небольшое количество необходимых узлов, которые несут ответственность за стабилизацию телеги.

Подобную конструкцию стоит снабдить дополнительными тормозными колодками.

Постромочно-дышловая сбруя

Она используется для пароконных и одноконных повозок. При применении подобной упряжи обеспечивается хороший контроль над перемещением телеги.

В случае если смотреть детали сбруи коня этого типа то главным элементом тут является дышло. Из-за этого подобная конструкция выступает плохим вариантом для применения в сельском хозяйстве.

Главным недостатком тут считается большое давление дышла на хомут, а это может вызвать дискомфорт у лошади.

Сбруя комбинированного типа

Комбинированный тип сбруи является европейской разработкой. Ее используют, чтобы снаряжать телеги, в которые запрягается большое количество животных. При этом кони располагаются в упряжке согласно размерам, росту и силе.

Например, около телеги ставятся сильные кони, которые способны сдержать движение. Потом находятся лошади беговой породы, соединяющиеся с дышлом специальными постромками. Спереди ставятся самые слабые пристяжные кони, которые могут задать правильное направление движения.

Пристяжные кони тоже запрягаются при помощи постромок.

Максимальная скорость движения, силовые возможности, комфортность управления и удобство животного при езде зависит от качества применяемой упряжи. Сборка и подгонка изделия под размеры коня способствует эффективной и долгой эксплуатации этого приспособления. Умный подход к приобретению конной упряжки поможет увеличить безопасность движения.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Ваш садовод
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: